Memories About Amderma Through Time

Наконец-то я взялась за ручку, чтобы написать окончание рассказа про путешествие в Арктику. Свои воспоминания я отложила почти на полгода. Впечатления от поездки стали менее яркими, фотографии пересмотрены, обработаны и спрятаны в накопитель. Вроде бы, все самое интересное выбрано, пережито, готово стать частью жизни в прошлом году. Но нет. Не дописано окончание рассказа про путешествие, и этот маленький кусочек недоделанного действия грызёт мою бесстыдную совесть. Поэтому, друзья , представляю к вашему прочтению, затерявшееся во временном пространстве, маленькое воспоминание об Арктике.
К сожалению неделя моего путешествия закончилась очень быстро: минуты летели с невероятной скоростью, складываясь в часы и дни. Постоянно я была чем-то занята, несмотря на то, что пребывала я в маленьком посёлке, окружённом тундрой и морем. Даже, если с транспортом, на котором возможно передвигаться за пределами населенного пункта, были неполадки, даже если все окрестности были отсняты на пленку или запечатлены пикселями, всё-равно я находила дела. Самым главным делом было чтение, а ещё сон. Это два занятия, на которые у меня не хватает времени в Токио. Сплю я по 4-5 часов, а читаю, если выпадает такая радость, в электричке. Так что моменты, когда можно побыть в уединении, были очень важны.
Спустя несколько дней, я привыкла к окружающей обстановке и к людям, к климату привыкнуть, к сожалению, не удалось. Я ехала в тёплое арктическое лето( так я думала, начитавшись статей в интернете) прихватив с собой футболки и шорты, последние даже не пригодились в отеле, ибо тепла, которое мне давало одеяло, было слишком мало. Пришлось достать спальник. Спальник тоже был не совсем по погоде и использовался исключительно в помещении.
Вспомнила одну историю, которая меня научила не верить интернету и подружила с одеялом. Так вот, однажды мы застряли на ночь в тундре. Выехали днём на пару часов на прогулку, а вернулись утром на следующий день. Впервые в жизни, я могла наблюдать арктический закат и рассвет. Это было великолепно: солнце очень быстро садилось, а вместе с этим, тёмно-синее небо наливалось красным, который из алого переходил в пурпурный или оранжевый. Речки и озера отражали закат и вскоре казалось, что вокруг нас пожар. Краски были настолько ярки и сочны, что в реальность не верилось.
Но несмотря на окружающий сказочный вид, мне хотелось вернуться в отель, в место, где есть есть хоть немного тепла. Зубы мои уже несколько часов отбивали короткие дроби, по телу от холода пробегала мелкая дрожь, и мне казалось, что я космонавт-испытатель, которого закинули в трусах на Северный полюс. “Заморозка” закончилась после того, как Андрей предложил старое, дырчатое, с шерстью собаки в некоторых местах, одеяло. Возможно, что в обычной обстановке такое “покрывалко” , с весьма ” длинной историей “, меня бы не обрадовало, но тогда такому подарку судьбы я была благодарна. Вернувшись в посёлок , мне даже было жаль с ним расставаться. Всю дорогу я куталась в него. Вот такой жестокий урок я извлекла и теперь всё же верю больше гидам, чем заметкам в интернете.
С одеялом в дырочку я очень подружилась. Оно спасало меня ни один раз. Самое последняя наша встреча была перед самым отлетом в Нарьян-Мар. Мы в один из дней мы собрались в тундру, чтобы забрать в посёлок остальную группу туристов и немного побыть на природе. Выехать предполагали днём, пока тепло и солнечно. Но из-за непредвиденных обстоятельств, поездка началась поздно ночью. На улице было очень холодно и к тому же спать хотелось. Мне выделили полку среди сумок и ящиков с едой . Выдали тёплый спальник, ибо мой полугородской совсем не годился для тундры. А сверху каким-то образом оказалось моё знакомое одеяло. Только так можно было согреться. Так и прошла моя поездка, сопровождающаяся запахом хлеба, падающими на голову сумками, полетами с полки и ароматами от любимого одеяла. Около пяти мы прибыли в лагерь. Несмотря на раннее утро, рыбаки уже суетились возле своих удочек, предвкушая улов. Мне же , кроме кровати, в тот момент совсем ни о чем не думалось. Я тут же ушла спать, в отведённую для меня комнату в палатке. Это был очень сладкий и здоровый сон!! Но прежде, чем закрыть глаза на удобной раскладушке, про себя я подумала, что в очередной раз, полюбившееся одеяло опять меня выручило.
Проснулась я часа через четыре в прекрасном настроении. Повар Дима звал всех завтракать. Так за приемом пищи я познакомилась с теми, кого не встретила в пять утра. Надо заметить, что здесь собралась очень интересная компания. За несколько подобных путешествий, где практически нет туристов, я поняла, что в такие дикие места простых обывателей не заносит. Как правило, здесь собираются те, кто объездил десятки стран, прочитал сотни книг или написал свои. Это интеллектуальные люди, с долей авантюризма, общительные и чувством юмора, и обязательно чем-то увлечённые.
Ах, да и про сам завтрак. Еда – то без чего нам не жить. Она бывает разная, и что-то мы можем охарактеризовать одним словом, что-то съедим, утолим году и забудем, но вот про еду в лагере можно было бы написать отдельный рассказ. Это были не просто перекусы на свежем воздухе, а обеды и ужины, и завтраки под открытым небом. Повар Дима творил чудеса в виде пловов, солянок, харчо или блинов. Когда мы собрались на прогулку, а кто-то на рыбалку, то с собой, этот замечательный человек, положил нам коробки с ланчем. На завтрак обязательно он варил кашу, а на обед и ужин всегда было первое и второе, икра и свежий чай, заваренный каким-то особым способом. По четвергам Дима обязательно жарил чебуреки, а ещё доводил свежую рыбу до неузнаваемого состояния, оставляя ее целой, но без костей. Вся еда здесь была бесподобна, не в каждом ресторане так могут накормить. И все это было приготовлено в кухне, сделанной из палатки, которая находилась посреди необъятной тундры.
Но вернусь к продолжению своего рассказа. Вскоре после завтрака мы решили пойти на прогулку вдоль реки. Это было чудесно! День выдался солнечным и тёплым . В чистом летнем воздухе летали запахи мха и морошки, река блестела и неспешно текла, зазывая в свои дали. В её прозрачной воде плескалась рыба, а в синем небе летали стаи птиц. И всё! Тишина. Ни шелеста деревьев и трав, ни шума ветра. Ничего. В этот момент я вновь почувствовала себя на краю земли. Подумать только, а ведь дальше только море или полярные льды. Не правда ли, захватывает дух?
Как же было красиво вокруг! Мы любовалась крутыми берегами реки и её замысловатым руслом, разглядывали птиц в небе и наблюдали за собакой Аей. Здесь, в этом сказочном мире, я отдыхала от спешки и шума, медленно проживая эти прекрасные часы. Хотя после созерцания природы и долгого хождения по сопкам, разыгрался аппетит. Пообедать мы решили за столом на берегу реки. Место очень красивое и романтичное. Виталий знал, где расположить стол .
У нас был вкусный ланч с великолепным пейзажем и в полном умиротворении на краю земли. Вот ради такого обеда, я бы ещё раз вернулась в эти места. Честно, не хотелось покидать этот берег, но солнце ушло на другую сторону и я стала замерзать. А так, как свитер мой помылся в речке, то расчитывать на тепло мне не приходилось. Поэтому мы решили вернуться обратно в лагерь. Шли по сопкам и болотам, усыпанным морошкой. Некоторые места прямо-таки пылали оранжевым огнём , так много было этой ягоды. И вся она красивая, ровная, никем не топтанная. За это люблю такие места, где нет табунов туристов, где тишина, где можно прикоснуться к природе.
К вечеру мы добрались в лагерь. И вскоре к нам пожаловали гости. Это были ненцы из соседних чумов . Вот тут и началось веселье. Пока мужчины выпивали в столовой весь чай из термосов, мы с девушками и Полиной( персонаж очень колоритный и про это нужно было бы написать отдельную историю) решили покататься в упряжках с оленями с сопок. О, это было даже веселее, чем американские горки, ведь когда упряжка в руках девушек, то не понятно, куда олень захочет бежать , как он прыгнет на холме и поэтому силу удара о землю тоже невозможно предположить, а значит иногда есть вероятность того, что ты вылетишь из повозки. Этакая дорога в неизвестность, но очень весёлая, с визгами и адреналином. Мне понравилось. А оленям не очень. Жаль, что время на всех аттракционах быстро заканчивается.
_DSC0345
Но летний день в тундре длинный, плавно переходящий в ночь, которая и ночью совсем не ощущается. Казалось, что времени ещё так много, что можно ещё что-нибудь успеть. Вот мы и решили, что можно съездить ещё и в гости. Отправились мы в близлежащий чум, откуда и приехали к нам ненцы на оленях. Там нас очень радушно встретили, напоили чаем, накормили( ну, тут, кто что смог съесть. От оленины меня до сих пор воплотило, вспоминался праздник и все увиденное и услышанное там).

_DSC0366
Помимо мяса ненцы часто угощают солёными огурцами или икрой из баклажан, а к чаю подают вафли и сгущенку. Это то, что есть в любом магазине, то что никогда не заканчивается и долго хранится. Теперь икра из баклажанов у меня ассоциируется с фильмом про Ивана Васильевича, смену его деятельности и с тундрой. Безусловно, под чай и сгущёнку начались разговоры( любят ненцы пообщаться), а тут я, словно инопланетный гость, прилетевший из другой цивилизации. Ну и пошла беседа. С айфоном в руках я все доступно объясняла, показывала видео и фото. Людей так шокировала, что они не знали, что и ответить. И в какой-то момент женщины забрали у меня телефон и начали сами листать картинки. Вдруг возглас:”Она голая!”. На половине мужчин сразу же стало оживлённо. Мне стало очень интересно даже самой поглядеть на это чудо. Это было вот это фото:
Спрашиваю:”Почему же голая? В платье, шарф на шее. Обычный снимок.” Тут мне начали объяснять, что оголенные руки и ноги равносильны полному обнажению. Эх, не бывали они летом в Токио, в самую жару, когда +40 и влажность 100%. Хотя послушав про мою среду обитания, ненецкие чумработницы мне посочувствовали. Самая старшая из них, если не ошибаюсь, её Настя звали, сказала мне, что она бы погибла в этих каменных джунглях, где время летит со скоростью света, где стрессы на каждом шагу, где грязный воздух и миллионы людей. Там, в тундре, все проще, потому что есть свои традиции и уклады, потому что приспосабливаться нужно не к миллионам раздражителей, а всего лишь к погодным условиям. И вся жизнь проходит в этом маленьком пространстве под оленьими шкурами размеренно и просто: здесь умеют по-настоящему радоваться и ценят людское общение, здесь умеют доверять и не лгать. Поэтому получились душевные беседы и мне было очень комфортно и интересно!
o_DSC0304
В лагерь мы вернулись поздним вечером. Нас ожидал в столовой ужин “от Димы”. А после ужина мы с Полиной попросили Андрея растопить нам баню. Так что несмотря на то, что мы жили в лагере на природе, у нас были прекрасные условия: баня, столовая, палатки с раскладушками, даже стол со стульями на берегу реки. Спасибо вам ” Арктик тур ” за заботу о туристах, за за комфорт и за то, что продумали все до мелких деталей.
Этот день пролетел быстро и стал в моей жизни новой ступенькой в познании мира и природы. У меня появились новые знакомые и я получила много эмоций. Жаль было расставаться с тундрой, но на следующий день мы должны были вернуться в Амдерму. Было грустно от того, что путешествие заканчивается и нужно возвращаться домой. Все следующее утро прошло у кого-то в сборах , а у меня в шатаниях по тундре и попытках порыбачить. Андрей попытался научить меня удить, но все усилия были тщетны. Крючок цеплялся за одежду, пропадал в воздушных далях, либо застревал между камнями. Видимо, нет у меня способностей к рыбалке, а ещё нет терпения.
33920037
После обеда мы – таки выехали в посёлок. Добрались до места поздним вечером. Ну, вот и всё! На следующий день самолёт, который доставит всех по разным аэропортам. Грустный был момент, поэтому мы решили его скрасить маленьким застольем. Дима наварил кастрюлю гречки, из стульев и досок сделали лавки, достали вино, шампанское и прочие напитки, которые можно пить. Так на маленькой кухне в маленьком посёлке на краю земли началась маленькая вечеринка, где должно было прощаться. Так почти и закончилось моё путешествие. Утром нас отвезли в аэропорт, в котором собрался весь посёлок, ибо это целое событие-прилёт самолета. Вокруг было оживлённо, все делились новостями, что-то обсуждали, стаями бегали собаки, машины склоняли туда-сюда. И вот в этом хаосе мы прощались скорее всего навсегда. Хотя Земля круглая, может когда-нибудь и увидимся…от Нарьян-Мара до Токио совсем не так далеко.

(Visited 6 times, 1 visits today)