Tales about Mongolia. Part 2

Новое утро нам принесло встречу с гидом-продником и отъезд из Улан-Батора. Гида звали Евгением и он оказался замечательным человеком с абсолютно адекватным отношением к жизни и трезвым рассудком. Думаю, нелегко провести неделю в компании трех девушек, которые не пьют, но очень достают вопросами и всегда смеются, нет, вернее сказать ржут, как лошади со всякой ерунды. Мы, конечно, старались не надоедать слишком, но иногда это не получалось. Спасибо, Вам Евгений, за выдержку и терпение, побольше бы таких людей на нашем пути.
Можно сказать, что в первый день нам очень повезло. Большую часть времени мы ехали по асфальту. Обед также у нас случился в пути, прямо под открытым небом. Еда была необыкновенно вкусной, беседа была интересной и милой и мы особо никуда не спешили. Вообщем, получился обед с намеком на пикник. Было в этом что-то необычное.
Но к вечеру счастье передвижения по асфальтированной дороге закончилось. Началась бездорожная степь. Качки, грунтовка, ухабы, отсутствие wi-fi и сна. Вот она плата за то, что предстояло нам увидеть впереди. Часам к семи мы добрались до местности Цагаан Сувраг. Поселились на базе из юрт. Нам дали только одну юрту, поэтому Евгению пришлось ночевать в машине. Это была небольшая база, в очень простом стиле, без намека на шик, но с туалетом, душем и рестораном. Только на этой базе нам дали попробовать кумыс и также только здесь мы смогли увидеть шоу по приготовлению домашних бууз. Кстати, о кумысе. Его стараются не давать туристам. Каждый монгол боится за состояние своего туалета. Этот шипуче-пенящийся напиток способен вызвать неконтролируемые реакции в организме, который не адаптирован к нему. Еще оказалось, что кумыс довольно-таки алкогольный. Маша выпила половину небольшого стакана и была хмельна. Хотя в Монголии кумыс употребляют с малых лет. Вообщем, традиционный напиток нам понравился, а вот ужин не очень. Было много мяса, но мало овощей и гарнира. Бытует мнение о том, что монголы едят только баранину и говядину и запивают кумысом. Быть может лет семьдесят назад так и было, но сейчас они включают в рацион овощи и фрукты. Хотя сами ничего не выращивают. Кроме рапсовых полей, мы не видели других посадок, да и те встречались на нашем пути редко. К слову сказать, монголы полюбили многие русские и китайские салаты. Как мы поняли, салат ” Оливье” они просто боготворят. Он есть во многих меню ресторанов и забегаловок. Переделанный на монгольский лад, но всё же.
d
После ужина мы выехали на съемку, на глиняные скалы. Зрелище было неописуемое: закат, скалы, степь, тишина. Казалось, что сама природа тебя наделяет энергией и силой. Это было удивительное место, которое не хотелось оставлять. Здесь была не только красота, но и мы были в гармонии с этой красотой, мы могли полностью отдаться ей и наслаждаться в полной мере, потому что мы не спешили. Мы просто были, просто медленно проживали минуты в тишине среди скал. Нас никто не торопил, никто никуда не звал, нам , наоборот, дали время которое можно было прочувствовать. Отсюда мы увезли незабываемые впечатления и гору красивых фотографий. Тогда я подумала о том, что наша планета великолепна и своеобразна и мы должны ее беречь, чтобы наши потомки могли любоваться ее красотой.
На следующий день, на рассвете, позавтракав на базе, мы вернулись снова на глиняные скалы. На сей раз мы приехали к самому подножью, чтобы попытаться найти вещь, которую Оля выронила вчера, и конечно же, хотели полюбоваться скалами снизу. Поиски успехом не увенчались, ибо затея была более чем странная: пытаться найти маленькую вещь среди глиняных громадин. И к тому же, в это время у Евгения через маленькую дырку в кармане вылетели ключи от автомобиля. Запасные, конечно же были, правда, в Улан- Удэ. Казалось, что скалы нас не хотели отпускать, они словно нам шептали о том, чтобы мы остались еще с ними. Надежду на сохранение гармонии со скалами забрала Оля. Она случайно нашла ключи на одном из склонов. Нам ничего не оставалось, как взять с Евгения обещание о том, что он больше в этот карман не положит ничего, и попрощаться с Цагаан Суврагом. Прекрасное место, которое, к сожалению пришлось оставить, чтобы продолжить путь.
Теперь мы двинулись в Южно-Гобийский аймак, через Далаанзадгад. По дороге мы посетили каньон Йолын Ам. Здесь были очень красивые горные хребты. Ручьи омывали зеленые сопки, усыпанные белыми и сиреневыми цветами, а синее небо плавно обрамляло эту картину. Тишина, чистый воздух, яркое солнце и полное отсутствие людей. Мы дышали в полную грудь и отдыхали от шумного Токио и суматошной Москвы. Блаженство для ушей, радость для глаз и восторг души- вот чем стало для нас это место!
Евгений оставил машину недалеко от каньона и мы пошли к нему пешком. Прогулка растянулась часа на три. Маша сняла обувь и радостно шла по мягкой зеленой траве и прохладным ручьям. Я и Евгений пытались запечатлеть интересные моменты и пейзажи, а Оля просто любовалась окружающим ее миром. Среди горных разломов мы нашли огромные глыбы льда. Это было весьма неожиданно, потому что горы были не слишком высокими, хотя мы находились в 2500 метрах над уровнем моря. Дальше решили не идти, потому как было около трех часов дня, а мы еще не обедали. Ланч договорились устроить на самом верху одной из сопок. Ветер то и дело сметал обед, который Евгений взял на базе, где мы ночевали. К нашей радости, в коробках оказалась курица, вместо жирной баранины. Как всегда, огромные порции еды, словно мы спортсмены-атлеты, а не просто заезжие туристы. Сами же монголы мясо летом почти не едят. Скорее всего, это связанно с тем, что негде хранить его. Электричество в юртах есть, но оно от солнечных батарей, и видимо, хватает только на работу телевизора и мелких электроприборов. Готовят в юртах на печи, с помощью ее и обогревают помещение. И в степи есть даже особая сотовая связь, которая не ловит только в низине. Да, интересно бы было заглянуть в Инстаграм, кочующего монгола.
На базу мы добирались в темноте. Сказался наш неторопливый обед и прогулка. База оказалась очень шикарной со световыми дорожками, с юртами и vip номерами в деревянных домиках. Повсюду были беседки, а посередине красовался огромный деревянный ресторан с террасами наверху и внизу. Даже не верилось в то, что этот комплекс построен посреди пустыни, где нет ни одного дерева. Зайдя в ресторан, мы также поразились его убранством: на столах из светлого дерева стояла стильная белая посуда, рядом лежали красиво задрапированные салфетки, столовые приборы переливались металлическим блеском. Стены, лавочки, пол – все было из дерева. После жары, пыли и степного бездорожья мы словно попали в оазис комфорта и уюта. Ужин был таким же прекрасным, как и сам ресторан. Хотелось еще посидеть на веранде, поболтать ни о чём, но у нас на это просто не осталось сил. Попав в юрту, мы свалились на кровати и уснули до утра.
А утро нам подарило ясное небо и яркое солнце. После завтрака мы отправились на песчаные барханы. Там нам очень понравилось лежать на теплом песке, перебирать и пересыпать его, бегать и подниматься вверх. Если бы в мегаполисах был бы хоть один бархан с песком, думаю у людей не было бы столько стресса. Ощущения, когда ты трогаешь, пересыпаешь и просто лежишь на этом песке, незабываемы. Это не тот песок, что на морских побережьях, это не тот песок, что в песочницах. Это мягкий, пушистый, никем нетронутый песок, который в тишине ночи поет.
Я не знаю сколько времени мы провели на барханах, но ушли с них только потому, что начал дуть сильный ветер и нас, в буквальном смысле, засыпало. Мы вернулись на опустевшую базу, чтобы собрать сумки, пообедать и дальше двинуться в путь.
pesok_DSC3451
Дождь начался внезапно. Это был сильный ливень. Так странно – пустыня и вдруг дождь! Мы пробирались на машине сквозь капли воды, стуча колесами о гальку, как вдруг наш автотранспорт сломался. Никто не хотел верить, что вот так, может подвести нас средство передвижения. Дождь, пустынная степь или пустыня степного характера, безлюдные места, одиночество, которое твоей беде ничем не поможет. Мы не отчаивались. Сквозь дождь и туман, где- то вдалеке можно было увидеть очертания двух юрт. И потому мы могли надеятся на то, что переночуем там. Кочевники бы, наверняка, не отказали бы нам в ночлеге. Они очень гостеприимные люди, конечно, за счёт гостя. Но тут вдруг из ниоткуда появилась машина с монгольской семьей. Глава семейства вышел и начал помогать, промокшему до нитки Евгению. Такой обычай у монголов, они не бросают водителей в беде. А вообще, транспорт в Монголии ломается быстро. На Госстрассе почти через каждые 5 км можно встретить машины, у которых что-то вышло из строя или лопнуло колесо. Слово ” Засвар” запомнилось само собой, потому как это ремонт. Ремонтные мастерские повсюду и очень востребованы. Кстати, о словах. Я запомнила еще три слова: ” ням” и ” гер ахуй”. Ням – это воскресенье. В воскресенье ночью не поешь совершенно нигде, рестораны закрыты, а день, наоборот, назвали ” ням”. А словосочетание ” гер ахуй” нам просто часто встречалось. Сначала мы были в шоке от того, что ругательство написанно на вывесках и дверях, но вскоре Евгений нам объяснил значение. ” Ахуй” – это скарб, посуда, ” гер” – это юрта, дом. Все вместе – товары для дома. Вот я и подумала, что может наши ругательные слова имеют монгольские корни?
К нашему счастью, спустя минут сорок, машину починили и мы тронулись в путь. Дождь постепенно начал стихать, появилось солнце и маленький кусочек радуги. Это были тонкие, почти невидимые разноцветные полосочки над пустыней. Наверное, даже объектив не уловил бы их. Но это был бы редкий кадр – радуга в пустыне. Жаль то, что было в небе, слабо походило на мою мечту.
Мы добрались до Баянзага. Дождь опять стал сильнее, небо было беспросветно-серым. База наша была небольшой, совсем неприхотливой, даже не особо заметной и состояла из одного здания и юрт. Ресторан тоже был юртой, только большой, с круглым окошком в потолке и электронными картинами на стенах. Монголы очень любят украшать таким образом помещения. В ресторане каждой базы обязательно картины или фотографии местного пейзажа. Ужин был в монгольском стиле, и включал в себя салат, первое, второе десерт и растворимый кофе или чай из пакетов. Но завершить трапезу нам не удалось. Один из туристов открыл дверь ресторана и замер . Из дверного пространства лился неестественно яркий солнечный свет, хотя небо было по-прежнему затянуто. Всем стало интересно. Когда я вышла наружу, меня парализовало от увиденного: лил сильный дождь, но сквозь плотные тучи просочились лучи солнца и над горизонтом раскинулась двойная радуга. Она была настолько велика, что даже широкоугольный объектив не смог захватить ее от начала до конца. Мы хотели отъехать подальше, но спустя минут десять тучи сомкнулись плотным полотном и солнце исчезло, а вместе с ним и наша чудесная радуга.
Но это было не единственное впечатление за день. Маша нашла огромный рог в русле высохшей реки, а после по пути мы встретили стадо верблюдов, но пастуха рядом не было. Беспризорные может? А еще мы побывали на скалах Баянзаг, где нас чуть не сдуло ветром и пообщались с обслуживающим персоналом на базе. На нашу просьбу о том, что мы хотим, чтобы в юрте, где мы остановились на ночлег, закрыли окно в крыше, ибо заливает и задувает в наше войлочное пристанище. На что нам ответили: ” Yes, we close at 23:30″. Ответ не удивил. Мы уже немного успели узнать монголов. Просто нам троим пришлось сыграть сцену, в которой мы показали дождь, ветер и крышу. Нас поняли. И желание наше вскоре было выполненно. Вот такие они монголы! Скучно с ними не бывает!
Удовлетворенные днем и закрытой крышей, мы отправились спать.
kolyakiumasha sgrande

(Visited 11 times, 1 visits today)